Что должна делать девочка в 13 лет

Что должна делать девочка в 13 лет

В 13 лет мироощущение подростка меняется. Это должны учитывать родители во избежание конфликтных ситуаций и напряжения в общении с детьми данного возраста.

Особенности развития ребенка в 13 лет

Именно в этот период происходит половое созревание. У девочек увеличивается грудь и округляются бедра, а у мальчиков становится более выраженной мышечная масса. Происходит активная выработка гормонов, отвечающих за половое развитие. Меняется эмоциональное состояние и восприятие окружающей среды. Происходит становление личности, ребенок все больше стремится к независимости. 13 летний подросток отстаивает свои границы. Конфликты становятся частыми как с родителями, так и со сверстниками. В 13 лет возникают акне, подростки становятся более скрытными и раздражительными.

Психология детей

Возникает влюбленность, которой придается слишком большое значение. Часто такие чувства заканчиваются трагедией для человека, еще не умеющего адекватно воспринимать изменения в мироощущении.

Подросток становится легко возбудимым и категоричным. Родителям все сложнее понять ребенка, т. к. он мало рассказывает о своих чувствах. В таком возрасте дети не умеют прогнозировать последствия своих поступков. Именно поэтому в данный период начинается курение, употребление алкоголя и наркотиков. 13-летний подросток отличается эмоциональностью и воспринимает все слегка преувеличенно.

Кризис 13 лет

Начинается кризис в отношениях с родителями. У детей создается впечатление, что взрослые не понимают их и пытаются всячески подавить. Мир делится на черное и белое. Все, кто не согласен с мнением, автоматически становятся врагами. Нотации практически не доходят. Проблемы подростков заключаются и в общении со сверстниками.

Юноши часто провоцируют матерей на скандалы, девушки в этом плане более устойчивые. В этот период родителям нужно запастись терпением и стараться не вступать в конфликт. Вместо этого рекомендуется сохранить доверительные отношения, несмотря на многочисленные провокации. В 12 лет подростки переживают тяжелый для психики отрезок времени, который длится еще некоторый период.

Необходимо считаться с мнением ребенка, но при этом не пускать на самотек воспитание. Дети должны помогать родителям по дому, ощущая свою зону ответственности. Но перегружать также не рекомендуется. Подростковый кризис – это сложный период становления взрослой личности.

Особенности воспитания

Нужно знать, что дети в таком возрасте стремятся во всем быть взрослыми. Одни хотят заработать денег, другие пытаются курить, копируя поведение родителей или других родственников.

Чтобы изменения у подростков не навредили им самим, рекомендуется замотивировать ребенка. В этом возрасте у детей много энергии, важно направить ее. Для этого можно отдать ребенка в кружок, возложить на него какие-либо обязательства, требующие ответственности. Важно стать для подростка другом, а не врагом. Не кричать и не ругаться, а научиться спокойно доносить свои требования.

Радоваться достижениям детей, поощрять хорошие поступки и начинания. Необходимо давать больше свободы, но при этом интересоваться всем, чем активно занимается растущая личность, а также с кем дружит и общается. Многие родители задаются вопросом, как воспитать подростка в 13 лет, чтобы не испортить отношения с ним и не спровоцировать озлобленность, ведь сделать это просто, а восстановить потом контакт сложно. Все заключается в терпении и такте.

Режим дня

Подростки тринадцати лет уже не малыши, контролировать их так же тщательно, как младенцев, не следует. Однако необходимо придерживаться режима дня, который будет способствовать дисциплине и укреплению здоровья. Рекомендуется следить за тем, чтобы дети не проводили длительное время за гаджетами. Подросток должен быть активным, но при этом высыпаться. На сон должно отводиться не менее 9 часов. Следует развивать творческое мышление. У подростка должно быть хобби: рисование, лепка, танцы и др.

Особенности питания

Необходимо следить за тем, что входит в рацион. Питание должно быть трехразовым. В 13 лет дети часто втайне от родителей потребляют фастфуд и другие вредные продукты. Важно объяснить ребенку, что полезно и вредно для его здоровья. Необходимо дать понять, насколько сухомятка опасна для ЖКТ. Но полностью исключать из рациона подростка его любимые блюда нельзя. Следует разрешать ребенку хотя бы 1 раз в неделю употреблять в пищу то, что ему нравится.

Как развивать ребенка

Важно показать вариант правильного восприятия, тогда подросток подсознательно начнет копировать поведение. Для развития ребенка занятия нужно подбирать по его желанию. Не следует давить и заставлять. Однако если подросток становится неряшливым и ленивым, следует вмешаться.

Чтобы дети в 13 лет росли благовоспитанными, важен личный пример. Если в доме царит хаос, родители постоянно ругаются, используют нецензурную лексику, пьют и курят, то подросток с большой долей вероятности скопирует поведение близких людей.

Увлечения и спорт

Многие дети комплексуют по поводу внешности, становятся замкнутыми и агрессивными. Все эмоции необходимо направить в позитивное русло. Важно увлечь ребенка. Дать ему возможность реализоваться в каком-то деле. Это могут быть активные занятия спортом, коллекционирование и др. Психология подростка 13 лет часто характеризуется депрессивным мироощущением.

Что должен знать и уметь ребенок

Некоторые подростки начинают походить на своих друзей, игнорируя домашние обязанности. Если это происходит, то родителям следует вмешаться. Необходимо, чтобы ребенок помогал по дому. Это может быть уборка, мытье посуды, стирка и др. Не следует перегружать ребенка, но поддерживать безделье крайне не рекомендуется.

Читайте также:  Запах говна во рту

Подросток должен знать зону своей ответственности. Не следует допускать беспорядка в его комнате. Дети в этом возрасте должны ощущать себя личностью, которая соблюдает правила наравне с другими. В 13 лет ребенок должен уметь делать практически все, что и взрослый человек.

Ребенок 13 или 14 лет начинает активно расти, важно помочь ему, мягко направляя. Не следует перегибать палку и возлагать на плечи детей слишком много. Не нужно забывать, что у ребенка должно быть личное пространство и время для того, чтобы побыть наедине с собой. Взрослый человек играет решающую роль. Он должен быть авторитетом и соратником, но не врагом.

Photo by Sheri Hooley on Unsplash

Ребенок вырос — и чем более самостоятельным он будет, тем проще всей семье.

Следить за порядком в комнате, мыть посуду, помнить об уроках — это не только прихоть родителей, это навыки, которые в будущем облегчат ребенку переход к самостоятельной жизни. Готовить детей к выполнению «взрослых» дел можно начинать уже в 3 года — с навыков зашнуровывания ботинок и застегивания куртки.

Если родители все делают правильно, то к подростковому периоду их ребенок уже умеет:

1. Готовить одежду для стирки

Достать из шкафа все грязное, отсортировать по цветам и степени загрязнения, загрузить стиральную машину — в 12−13 лет дети вполне могут справиться с этими задачами.

2. Следить за деньгами

Ответственный расход карманных расходов — это то, чему все родители должны научить своих детей. Ребенок должен понимать, что деньги не появляются просто так — вы их зарабатываете. Поэтому за тратами нужно следить: научите вести простейшую бухгалтерию с указанием статей расходов. Хорошая практика — почаще посылать в магазин за семейными покупками, учить делать выбор (но не критикуйте слишком часто).

3. Готовить простые блюда

Каша на завтрак, бутерброд к чаю, да и сам чай заварить — это ведь несложно, правда? Научите этому детей. Посылая в магазин за продуктами, напомните, что он сам любит из блюд, что нужно для них купить.

4. Помнить и выполнять школьные домашние задания

Без напоминаний родителей и их постоянного контроля. И пусть без вас ребенок напишет чуть более слабое сочинение или совершит ошибку в задаче по математике — зато это будет его честная работа.

Дети, чьи родители делают все за них, во взрослой жизни часто оказываются сбиты с толку — они не привыкли думать, делать и планировать самостоятельно.

Другой случай, если у ребенка особые образовательные возможности и потребности. Тогда, возможно, ему требуется больше вашей помощи. Но не выполняйте все задания за него, старайтесь давать больше места для самостоятельности.

5. Вежливо разговаривать со взрослыми

Учитель в школе, тренер в секции, сосед по лестничной площадке, друзья родителей — ребенок регулярно сталкивается с самыми разными людьми, и к подростковому возрасту уже должен уметь поприветствовать человека и поддержать вежливый разговор.

Важный нюанс: научите ребенка, в каких случаях этого делать не нужно — когда на беседу набивается незнакомец, а рядом нет ни одного знакомого взрослого.

6. Действовать в чрезвычайной ситуации

Важно, чтобы ребенок умел позвонить в полицию, скорую или пожарную службу. Знал, где в доме аптечка, и правила оказания первой помощи.

7. Ориентироваться в городе или своем микрорайоне

Рано или поздно все дети покидают родительский дом, некоторые — сразу после школы, переехав учиться в другой город. Научите ребенка пользоваться общественным транспортом, безопасно переходить дорогу, пользоваться картами в смартфоне.

8. Благодарить за работу

У подростков уже появляются компании, с которыми они ходят в кафе. Чаевые официанту — это не только общепринятая практика, но и осознание того, что за каждую работу нужно благодарить.

9. Самостоятельно просыпаться утром

Поверьте, ваш соня вполне на это способен — если достаточно замотивирован и понимает, что никто не будет тратить 40 минут на долгие подъемы.

10. Убираться в доме

Домашние обязанности принесут пользу и ребенку, и вашему дому. Это отличный способ делегировать часть ответственности и обучить полезным навыкам. А для подростка — возможность почувствовать, что он вносит свой вклад в жизнь семьи.

© AdobeStock

Как ни странно – ничего тут поделать нельзя.

Подростковый период у современных детей начинается значительно раньше классических 13 лет. Уже десятилетние мальчики и девочки отстаивают самостоятельность, пытаются отделиться от родителей и добиться права делать что вздумается. Редакция Chips Journal поговорила с подростковыми психологами центра «Точка» Марией Завалишиной и Анной Привезенцевой и выяснила, что делать, если ребенок не интересуется ничем, кроме роликов на YouTube, грубит и проверяет родителей на прочность.

Читайте также:  Почему гноится зуб

Что делать с детьми, которые в 10-11 лет уже ничего не хотят? Родители прыгают вокруг них, возят отдыхать, предлагают кружки, а все, чего хотят дети, — это торчать в интернете.

Анна: Ребенок ничего не хочет — это традиционный запрос к психологу, достаточно частая ситуация. Худшее, с чем это может быть связано, — начало развития депрессии. Но когда ребенок психологически здоров и просто ничего не хочет, мы объясняем это следующим образом: в подростковом возрасте начинает формироваться самосознание — ребенок стремится понять, какой я, чего я хочу, чем мне заниматься, как дальше жить. Для того, чтобы понять, кто такой я, хочется сначала отказаться от всего, что не я.

Соответственно, все родительские предложения и идеи, как провести свободное время, автоматически становятся неактуальными. Потому что это не я придумал, это не я затеял, и все, что предлагают родители, автоматически — нет.

И если в тот момент, когда ребенок отказывается от чего-либо, родители спокойно это воспринимают, уходят от давления, у него появляется время и простор для того, чтобы начать ориентироваться в том, чего он хочет. Это не автоматически происходит и может занимать довольно много времени. Но этот процесс очень важный, нужно с уважением к нему относиться: это такой способ научиться делать выбор.

Но дети не сидят, отвернувшись к стене или глядя в потолок, они чаще всего заняты гаджетами или телевидением. Как быть с таким «ничего не хочу»?

Мария: На фоне личностных изменений очень важно помнить, что есть довольно серьезные нейрофизиологические изменения. Биохимия мозга подростков очень сильно отличается от взрослых людей. Если грубо совсем говорить, то нейромедиатор, который влияет на все познавательные процессы, отвечает за систему вознаграждения и удовольствия и частично за стрессоустойчивость, у подростков вырабатывается в гораздо меньшем количестве, чем у взрослого. В том числе с этим связано ощущение постоянной скуки и недовольства у подростков.

Но в тот момент, когда происходит какое-то действие, связанное с наградой, этот нейромедиатор вырабатывается в гораздо большем количестве, чем у взрослых. Подросток находится как бы на качелях: большую часть времени он в подавленном состоянии, но как только он получает «награду», он погружается в мир огромного удовольствия. Что именно может быть наградой — это отдельная тема. Как правило, это связано с одобрением сверстников или с какими-то достижениями внутри игры, а также с рискованным поведением (которое может проявляться в разных формах). У детей этого возраста в принципе энергии немного, но стремиться к награде готовность довольно высокая. И если мы говорим о гаджетах, это очень быстрое и простое удовольствие; то, что всегда в доступе.

И, конечно, ребенку очень сложно остановиться: чем больше ты погружаешься, тем больше тебе хочется. И еще: те структуры, которые отвечают за контроль и произвольность в мозге, у подростков еще не созрели. И они оказываются в клетке: с одной стороны, поток удовольствия, с другой стороны – скука, а с третьей – невозможность как-то себя регулировать и осознавать последствия.

Но это значит, что родителям нужно вступать в конкуренцию с гаджетами? Предлагать интересные занятия и постоянно развлекать.

Анна: В 11-12 лет у родителей еще есть возможность повлиять на поведение детей: роль родителя в это время достаточно велика. Кто-то решает это путем запрета и ограничения гаджетов. Это какое-то время работает, но потом ребенок все равно скажет в грубой форме: до свидания со своими указаниями и советами. Я не видела благополучных историй, когда родители контролировали время использования гаджетов: как правило, эти попытки обречены на провал за редким исключением.

Договоренности вроде «ты играешь два часа, а потом идешь делать уроки» ребенок будет нарушать. Он все равно будет играть сколько хочет, потому что удовольствие выше договоренности.

Но тем не менее кое-что можно сделать. Например, разговаривать с ребенком. Не говорить ему: «ты должен ходить в спортивную секцию», а разговаривать в ключе его личного развития. Вроде: «вот смотри, ты растешь, твое тело меняется, важно и хорошо, наверное, было бы следить за своей фигурой, за своим телом. Было бы здорово, если бы ты ходил на какие-то спортивные занятия. Давай посмотрим, какие есть и что бы тебе из этого хотелось и было бы интересно».

Путем переговоров родители могут достичь своей цели: ребенок три раза в неделю занят спортом, а не сидением в гаджетах. Но цель достигается не прямым запретом, а путем расширения детских возможностей, кругозора. Важно, чтобы ребенок научился выбирать, имел эту опцию выбора.

Важен диалог: не «ты будешь ходить на английский, потому что ты двоечник», а «смотри, тебе хочется путешествовать и классно будет, если ты выучишь какой-нибудь язык». Кстати, игры или видео-ролики тоже могут быть отправной точкой для таких разговоров. Например, если дети играют в онлайн-игры, там часто бывают иностранные команды, а в YouTube много англоязычных блогеров, и у ребенка появляется потребность понимать другой язык.

Читайте также:  Immunoglobulin human normal

Мой призыв таков: не нужно объявлять вето на игры, потому что чаще всего это противостояние доводит до серьезного конфликта. Игру надо вплетать в действительность ребенка таким образом, чтобы она не являлась центром его жизни и центром ваших бесед и отношений.

Часто в семье борьба за отказ от гаджета доходит до такого абсурда, что родители и дети просто прекращают общаться на какие-либо другие темы, как будто кроме того, сколько ты сегодня часов играл и сколько это может продолжаться, и говорить больше не о чем. Родители вступают с ребенком в зависимые отношения и начинают таким образом поддерживать его зависимость. Важно все-таки поддерживать здравомыслие: меньше паники и больше конструктивных предложений.

Мария: Сейчас меняются вообще все процессы, отвечающие за восприятие, концентрацию внимания, память. Подростки сегодняшние и те, кто был подростками десять лет назад, очень сильно различаются. Даже на уровне физиологии: у них разные способы восприятия информации. И люди еще пока не очень понимают, что с этим делать. Мне кажется, я выступлю этаким злым полицейским, но у меня другая позиция в отношении гаджетов: контроль должен начинаться в детстве, а не когда подросток уже играет. Я согласна, что поздние запреты не сработают, но ограничения очень важны, потому что ребенок сам не в состоянии их регулировать. Они должны появиться в раннем возрасте, когда ребенок соприкасается с цифровой техникой. Но главное, это не должно быть скандалом, насилием, и не должно начинаться спонтанно и внезапно.

С подростками младшего возраста более-менее понятно, а как взаимодействовать с более старшими детьми, которые ничего не хотят? Давить уже нельзя, а что можно? Может быть, нужно «стать ребенку другом»?

Мария: Все-таки родитель – не друг. Друзья у ребенка есть, и у них другая функция, другие отношения. А у родителя есть позиция, которая предполагает в том числе и введение ограничений, выстраивание границ и прочую регуляцию. Просто во всем должен быть баланс.

Анна: Я согласна с тем, что функция родителя, это не «быть другом». У родителя есть ответственность за ребенка. Он юридически, по крайней мере, отвечает за него. Но нужно понимать, что ответственность родителя тоже имеет свои пределы, она не безгранична. Контролировать человек может только то, что принадлежит ему – например, свое тело, свои чувства, эмоции, мысли. Но контролировать другого человека, в частности, подростка он не может. Как бы ему ни хотелось и как бы его ответственность не диктовала ему это.

Жесткие попытки контроля подростка выглядят как насилие, и по сути им и являются. Эти попытки, как правило, встречают жесткий отпор со стороны подростка, но если у него недостаточно сил, чтобы бороться, он просто тихо саботирует. Например, родитель говорит: «Садись, делай уроки». Подросток как бы садится за стол, открывает учебник и ковыряет в носу оставшийся вечер.

Все, что родитель может сделать в данной ситуации, это сказать прямым текстом: «я считаю, что тебе было бы намного важнее и полезнее заниматься тем-то и тем-то. Я готов тебе предоставить возможности. Готов за тебя заплатить, готов тебя записать, готов тебя отвести, готов тебя поддерживать. Если нужна помощь, готов будить тебя по утрам, и так далее. Я все это готов делать, потому что я за тебя волнуюсь и тебя люблю. Но дальше наступает твоя ответственность». Такой разговор возможен где-то лет с тринадцати, четырнадцати. И дальше на этом моменте все, точка. Родитель больше ничего сделать не может. Подросток должен сам научиться брать ответственность за себя, за свою жизнь.

Чем раньше родитель избавится от иллюзии, что есть какие-то хитрые методы, которые способны заставить подростка делать то, что он хочет, тем меньше сложностей обретет и он, и подросток.

Часто на протест уходят все силы подростка, он борется с родителями вместо того, чтобы сесть и подумать, что делать с жизнью. И когда подростки оказываются в ситуации, что никто на них не давит, они начинают что-то делать сами. Через какое-то время. У всех по-разному это происходит в зависимости от интеллекта. Кто-то через месяц это понимает, кто-то через год, кто-то через два. Но в какой-то момент они все понимают, что так дальше жить нельзя, надо что-то делать.

Если родители при этом не давят, спрашивают, как дела, кормят обедом и так далее, то у подростка появляется возможность все-таки воспользоваться предложением родителей или придумать что-то свое и попросить родителей о помощи. Вот, как-то так я себе это представляю.

В психологическом центре «Точка» открыт набор на групповые занятия для подростков 11-17 лет, и для детей 9-10 лет. Есть также возможность записаться на индивидуальную очную или скайп-консультацию.

Ссылка на основную публикацию
Что делать с рассеянностью
Неустойчивость внимания характеризуется тем, что человек не способен сосредоточиться на деле, которое требует долгосрочной перспективы или длительной концентрации. Это часто...
Что делать когда соринка попала в глаз
Глазная слизистая оболочка восприимчива к раздражителям извне, поэтому важно понимать, что делать, если в глаз случайно попадет соринка. Инородное тело...
Что делать после антицеллюлитного массажа
Современные женщины стараются следить за своей внешностью, особенно когда речь заходит о красоте ног, ведь каждая хочет с приходом теплой...
Что делать со спермой после минета
Удовлетворяя своего мужчину оральными ласками, некоторые девушки задумываются над тем, глотать сперму или нет во время минета. --> Давайте вначале...
Adblock detector